Кавказская овчарка является древнейшей породой собак, истоки которой теряются в необозримом прошлом. Если принять за верную теорию великого этолога Конрада Лоренца о «шакальем» и «волчьем» происхождении различных пород, то кавказская овчарка является ярчайшим представителем второй группы: от своего древнего предка она унаследовала самостоятельность, свободолюбие, бесстрашие и злобность.

Познакомившись с основными теориями происхождения собак, мы можем попытаться проследить пути возникновения одной их породы - кавказских чабанских собак или волкодавов, получивших официальное название "овчарок". Единственным оправданным гипотетическим предком кавказского волкодава может быть тибетский дог, которого нельзя ни в коем случае путать с современным, так называемым "тибетским мастиффом" - английской "реконструкцией" древней собаки.

Вполне очевидно, что непосредственными предками кавказской овчарки является тибетский дог (The Thibet dog), описанный в 1845 году Юаттом (Youatt). И хотя у многих специалистов эта тема вызывает раздражение (заметим - справедливое раздражение, поскольку тема эта уже набила оскомину), мы не можем не отметить то очевидное сходство, которое существует между «реконструированным» тибетским догом и кавказской овчаркой.

Дело в том, что любая реконструкция (воссоздание), какой бы научной она ни была, всегда будет гипотетической. Поэтому, отдавая дань уважения английским селекционерам, заметим, что в этом случае любые аналоги неуместны.

Подарок китайскому императору - травильный тибетский дог - упоминается еще в 1121 г. до н.э.

Придя с Востока, древние собаки древние собаки распространились на огромной территории, где они использовались как боевые, травильные и пастушье-сторожевые. К сожалению, многие не совсем точно понимают разницу между пастушьими (чабанскими) собаками и собственно овчарками. Дополнительную путаницу внесло и причисление ого же Кавказца к овчаркам.

Эти собаки, претерпевая закономерные, но не принципиальные изменения, через некоторое время распространились в Монголии, других азиатских регионах. Через один из них - Месопотамию - древние пастухи и одновременно охранные собаки оказались в Греции и Риме, откуда вместе с войсками и торговыми караванами распространились по всему европейскому континенту. Вероятно, в этой миграции особую роль играл Дербентский проход, находящийся на территории современного Дагестана.

С этого момента и начинается истории кавказского волкодава, следовательно, порода насчитывает никак не меньше 2,5 тысячелетий.

Именно с этого момента и начинается самое интересное: исторические, социальные и географические особенности этого региона, являющегося своеобразным евразийским перекрестком, формируют совершенно уникальную породу собак, оптимально видоизмененную и приспособленную к местным условиям - эпирскую , или молосскую собаку, впоследствии получившую название "кавказская овчарка" (КО).

И действительно, «овчарки» (Schaferhunde) - немецкие, шотландские, шелти, пули и другие - это собаки европейского происхождения, имеющие не слишком древнюю историю, претерпевшие серьезнейшие изменения под воздействием человека, или вовсе созданные им с определенной целью. Эта цель - управление стадом. Понятно, что такую работу лучше могут выполнять некрупные, подвижные, контактные и послушные собаки.

Пастушьи собаки (Hirtenhunde - нем., Woolfhound - англ.) имеют древнейшее происхождение и их основная функция - охрана стада от хищников и «лихих людей». Они мало подверглись человеческой селекции и отличаются внушительными размерами, злобностью, самостоятельностью. Что и понятно - только такие собаки могут противостоять крайне серьезным врагам, каковыми являются чужие люди и дикие звери.

Проведя «линию» от Тибетского дога к современным нам собакам, мы можем отметить, что «догообразные» разделяются на три большие группы:
1) истинные пастушьи собаки, или волкодавы;
2) настоящие короткошерстные доги;
3) длинношерстные доги.

К первым, наиболее древним, относятся кавказская и среднеазиатская «овчарки», анатолийский карабаш, болгарский горан, чехо-словацкий волкодав, маремма и др.

Ко вторым относятся собственно доги - бордоский, немецкий и др., а также мастифы (английский, испанский и т.д.), мвстино, бульмастифы и др.

И, наконец, к третьей группе относятся хорошо известные сенбернары и ньюфаундленды.

Примечательно, что представители первой и второй групп даже могли противостоять друг другу во время военных действий. Например, во время воен армянского царя Тиграна II с римлянами (I в. до н.э.).

И уникальность кавказской овчарки заключается в том, что с тех пор она практически не изменилась! А ведь с тех пор прошло больше тысячи лет.

Поголовье кавказских овчарок сформировалось на территории между Черным и Каспийским морями, и можно сказать, что порода в целом - это древние собаки, приобретшие специфические черты под воздействием условий (прежде всего климатических) этого региона. В этом можно убедиться, сравнив наших «отечественных» овчарок - кавказскую и среднеазиатскую.

В государствах Кавказа собаки ценились очень высоко. Например, изображение головы кавказской овчарки украшало гербы некоторых грузинских князей. У древних армян существовал культ собак - Аралэз. По легенде об Ара Прекрасном эти священные собаки по приказу царицы Шамирам (Семирамиды) вылизывали раны мертвого Ара, чтобы воскресить его. Эта легенда восходит корнями еще к войнам закавказского государства Урарту против Ассирии времен IX-VI вв. до н.э. (Таймакин, Моисеенко, Бушняк. «Кавказская и среднеазиатская овчарки в Крыму», Тюмень, 1999).

Сам по себе Кавказ является регионом очень сложным и и интересным. Он никогда не был изолирован так, как азиатские территории, но был разобщен и изолирован, если можно так выразиться, внутри себя.

С одной стороны, Кавказ очень различен по климатическим и географическим условиям. В изолированных высокогорных районах и селениях ценились чуткие, агрессивные, мощные охранно-защитные собаки, выполняющие и функции пастухов - сторожей стад, ведь скотоводство, и прежде всего - овцеводство, и по сей день имеет большое значение на Кавказе. Таким образом, сохраняя необходимые физические параметры, эти собаки ориентировались на двух главных врагов - волка, как самого распространенного хищника, и пришлого человека - чужака. Точно такие же собаки нужны были и в городах-государствах, городах-крепостях, самым известным из которых является Урарту.

Так и появилась основная психическая характеристика кавказских волкодавов - злобность и нелюбовь к чужакам как некая этологическая общность. С тех пор и возникла совершенно уникальная "философия" этих собак - деление мира не по принципу "хороший - плохой", а по принципу "свой(хороший) - чужой(плохой)", сделавшая их непревзойденными охранниками, не имеющими аналогов в мировой кинологии.

С другой стороны, во время длительных переходов со стадами, кавказцы оставались предельно изолированными, общаясь лишь с чабаном-вожаком. Вероятно, именно в этом обстоятельстве следует искать корни беспрецедентной верности кавказцев и поныне пользующихся заслуженной репутацией "собак одного хозяина".
Занимаясь, по роду своей деятельности, обучением собак на домашнем пансионе, когда она живет у дрессировщика, я могу засвидетельствовать: только эта собака тяжело переживает самую кратковременную разлуку с хозяином, каким бы "плохим" он ни был! Даже азиат воспринимает это обстоятельство спокойнее.

Природа продемонстрировала прекрасный пример того, как тесный инбридинг в сочетании с жесточайшим естественным отбором и работой может дать гениальный результат, воспроизвести который в современных условиях не представляется возможным.

Возникновению различий внутри породы способствовали различия климатические.
Как же это происходило на практике?

В условиях высокогорья воздух более разряжен, чем на равнинах. Следовательно, чтобы обогатить кислородом организм, необходимо максимально увеличить объем легких и, стало быть, объем грудной клетки. В то же время основное требование горных троп к живому организму - устойчивость. Отсюда более короткие рычаги передних и задних конечностей.

В свою очередь, холодный горный воздух провоцирует собаку хорошо "одеваться". Наверное, так и сформировался тип горных кавказцев: очень мощные, приземистые, коренастые длинношерстные собаки, смотрящиеся чуть растянутыми. В предгорьях необходимости в такой адаптации не было, но высоконогость строго регламентировалась возможностью вести поединок с волком. Появлялись собаки более компактные, с несколько укороченным шерстным покровом, более стройные.

Хочется сразу оговориться: не следует современных нетипичных собак оправдывать так называемым "степным" типом. Плохое разведение не может иметь оправдания! Узкогрудых, вздернутых на ногах, "голых", прилобистых со вздернутыми носами ("дельфинов") необходимо исключать из разведения, продолжая любить как членов стаи-семьи.

Среда, в которой происходило формирование породы, создала в лице кавказца прелюбопытнейший этологический феномен. Условия тяжелейших суточных переходов за овцами выработали у этих собак своеобразный режим "экономии энергии". Суровая жизнь и не слишком обильное питание вынуждали кавказца любую остановку использовать для отдыха. Современные КО свято соблюдают этот закон: до определенного момента, при любом содержании, они неторопливы, не любят суеты и беготни (вспомните характерные для кавказского волкодава аллюры!), предпочитают полежать в максимально выгодном положении. Кстати говоря, это делает их удобными при квартирном содержании (заметим - не лучшем для КО), поскольку эти огромные собаки практически незаметны на самой ограниченной жилплощади. В то же время флегматичный противник - априори покойник!

Вероятно, здесь уместно небольшое отступление. Поскольку речь идет о периодах человеческой истории, сведения о которых отрывочны и не всегда точны, вряд ли можно с уверенностью говорить о конкретных создателях кавказской овчарки. В качестве одной из «нетрадиционных» точек зрения мы можем привести следующее мнение: уже в наши дни армянский историк Сурен Айвазян, более сорока лет изучавший общие индоевропейские корни происхождения русского и армянского народов, обратил внимание в своем итоговом труде «История России: Армянский след» (М., 1907), что термин «рус», часто встречающийся в древнеармянской клинописи, также означает «русый» в смысле «светловолосый». 

С. М. Айвазян проанализировал весь свод данных, касающихся распространения в Закавказье имен и названий с корнем «рус». Как известно, в древнем государстве Урарту еще во времена расцвета Ассирийской державы правила целая династия царей с именем Руса, а один из городов, бывший, как можно предположить, некоторое время столицей, назывался Русаин (Русин). Армянский исследователь, специалист по древним текстам, разъясняет, что клинописный знак «са» имел также однозвучную вокализацию и алфавитно-буквенное выражение. В таком случае имена урартских царей прочитываются как Рус I, Рус II и Рус III. С. М. Айвазян отстаивает «араратскую концепцию» происхождения славян и армян. Их совместное местонахождение в глубокой древности в Южном Закавказье вовсе не противоречит теории Полярной прародины индоевропейцев и других народов мира. Просто на каком-то отрезке времени Кавказ превратился в своеобразные «ворота» для миграционного продвижения протоэтносов с Севера на Юг. Но если протоармяне навсегда остались в районе, чьим символом стала гора Арарат, то для протославян данный регион стал лишь одним из перевалочных пунктов их блуждания по Ближнему Востоку и Средиземноморья прежде чем они окончательно обосновались в местах нынешнего расселения.

Как видим, у славян, возможно, даже больше оснований считать кавказцев «отечественными» собаками, чем мы сами привыкли считать.

Следующий этап развития кавказской овчарки охватывает середину XVIII - начало XX вв. В это время человечество начинает интенсивно развивать всевозможные технические средства и приспособления, связь и транспорт. До этого времени кавказцы жили в относительной изоляции и развивались методами так называемой народной селекции. И, надо сказать, благодаря этому кавказец оставался все той же грозной охранной собакой, изумительные характеристики которой оказались востребованы в новое время.

150 лет тому назад началось завоевание Кавказа Россией. В это время кавказцы с успехом использовались как сторожевые (охрана обозов, лагерей) и в русской, и в турецкой армиях во время русско-турецких войн. Более того, использовались они и как полноценные боевые единицы. Примеры работы этих собак поручик турецкой армии Нури Халил. В русской армии специальным приказом эти собаки были введены для охраны всех крепостей театра военных действий (компания 1765-1774 гг.). 

В 30-х годах XX века кавказская овчарка получает мировую известность. Выставка в Нюрнберге, где впервые демонстрировались эти собаки, стала сенсацией в кинологическом мире. Об этом свидетельствуют отзывы о к.о., получивших прозвища «Смерть капиталу» и «Красные гиганты».

Но сложное время в истории нашей Родины не могло не отразиться на породе. Уже в 30-е годы раздавались голоса о бедственном состоянии аборигенных овчарок Кавказа. В 1934 году Кошелев и Тимамук в работе «Пастушье-сторожевые собаки в совхозах Северо-Кавказского края и собаководство Армении» писали: «Печальную картину представляет собой дело разведения собак. Сук и молодняка почти нет. По своим экстерьерным качествам собаки представляют собой бракованный материал»

Ценное собачье хозяйство многих районов Армении совершенно разорено. Если раньше высота кавказской овчарки достигала 70 см, то теперь высота большинства собак равна 55 см», - читаем мы в книге Калинина, Ивановой и Морозовой «Отечественные породы служебных собак азиатского происхождения» (Москва, 1992 год).

Положение усугубили насильственная депортация кавказских народов и развитие коммуникаций, способствовавших метизации кавказских овчарок, Великая Отечественная война. Но, слава Богу, кавказца не постигла судьба монгольской и киргизской овчарок. Благодаря профессорам Ильиной и Боголюбскому, а также Вайсману и Мазоверу, кавказских овчарок удалось не только описать, но и сохранить. Вплоть до 70-х гг. эти собаки появляются на выставках, а затем в истории породы начинается «новейшее время» - период заводского разведения.

В 1988 году в Ильинском состоялась Первая Всесоюзная выставка служебных собак отечественных пород. Появились центры разведения кавказских овчарок в Ленинграде, Днепропетровске, Киеве, Москве, Донецке и многих других городах. Целенаправленная работа ведется в питомниках «Красная звезда», «АЗЛК», «Московский мясокомбинат» и многих других.

В книге В. Тян «На ринг вызываются …» (Москва, 1990) сообщается, что: «сейчас порода в надежных руках, вниманием и заботой окружены эти собаки на Украине, где сосредоточенно основное племенное ядро породы».

Но на долю кавказской овчарки выпало еще одно испытание - испытание небывалой популярностью. В 1993-1995 гг. создалось такое впечатление, что кавказской овчаркой занимаются решительно все …. Трудно даже определить степень ущерба за эти годы размножения! Но порода выжила. Выжила преимущественно благодаря своим уникальным свойствам - жизнестойкости, здоровой наследственности.

Что же представляет собой кавказская овчарка сегодня?

Признанная во всем мире (монопородные объединения - клубы существуют во многих европейских странах, США и Канаде), составляющая предмет национальной гордости кинологов России, Украины, Беларуси, порода продолжает развиваться. И хотя со стороны может показаться, что кавказская овчарка переживает не лучшие времена, в породе происходят здоровые и нужные процессы. Миновав (с потерями, но миновав!) породный бум, селикционеры-кинологи получили возможность спокойно работать, освободив свои ряды от «бизнесменов», нечистых на руку. Наверное, сегодня действительно можно сказать, что порода находится в надежных руках.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz